Обобщающий урок-игра
(групповая работа)
Тема: «Климат России»
Учитель географии Заговенкова Наталия Геннадьевна, школа № 760
Цели:
- Повторить, закрепить, обобщить, систематизировать полученные знания по теме «Климат».
- Продолжить формировать умения:
- применять полученные знания на практике;
- использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решений;
- высказывать свои мысли;
- отстаивать свою точку зрения;
- слушать собеседника
- аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.
- Развивать память, пространственное мышление, логику.
Оборудование:
- Карта «Климат России».
- Физическая карта России.
- Иллюстрации картин Шишкина, репродукции о природе.
Класс за одну неделю до урока делится на 5 групп, в жюри – 2 человека.
I конкурс «Домашнее задание»
Представление команд, приветствие, название (почему так названы), эмблема в соответствие с темой урока. По 2 минуты на выступление команд.
В домашнем задании еще нужно было придумать по 2 вопроса по климату соперникам.
1 балл – за вопрос, 1 балл – за ответ.
II конкурс «Строим дом»
1 правильный ответ – 1 балл.
На листе бумаги команда заполняет «дом» климатообразующими факторами.
Климатообразующие факторы:
- Географическое положение.
- Подстилающая поверхность.
- Солнечная радиация
- Циркуляция ВМ.
Рисунок нарисован таким образом, что все климатообразующие факторы на нем изображены графически.
«Ребята, внимательно рассмотрите рисунок!»
III конкурс «А ну-ка, отгадай!»
У каждой группы имеются маленькие таблички с надписями:
- «Солнечная радиация»
- «Суммарная солнечная радиация»
- «Воздушная масса»
- «Морская АВМ»
- «Континентальная АВМ»
- «Морская УВМ»
- «Континентальная УВМ»
- «Морская ТВМ»
- «Континентальная ТВМ»
Немного обсуждения, и по команде «Время!» все группы одновременно поднимают таблички.
За каждый правильный ответ дается один балл.
Вопросы.
- Излучение Солнцем тепла и света называется …?
- Большие объемы воздуха тропосферы со сравнительно одинаковыми свойствами называются …?
- Какой воздух, приходя с севера на территорию России, трансформируется в к УВМ …?
- Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, называется …?
- Какие ВМ по свойствам всегда влажные и несут осадки на территорию России? (Поднимается от одной до трех табличек с правильными ответами, за каждую табличку дается один балл).
- Какая ВМ приносит зимой ясную, безоблачную морозную погоду?
- Какая ВМ повышает температуру в Москве до +37оС?
- Какая ВМ формируется над Атлантикой и несет большое количество осадков с западными ветрами на территорию России?
- Какая ВМ умеряет жару летом, смягчает морозы зимой, принося дожди и снегопады?
- Какая ВМ редко заходит на территорию России зимой, формируется над Средиземным и Черными морями, принося тепло и осадки?
- Какая ВМ господствует круглый год в центральных районах России в климатическом поясе, занимающем наибольшую площадь России?
- Какие ВМ по свойствам сухие, никогда не приносят ни снег, ни дождь? (Поднимается от одной до трех табличек с правильными ответами, за каждую табличку дается один балл).
- Какая ВМ в пределах умеренного климатического пояса летом - холодная, зимой - теплая.
- Температура резко понизится с приходом какой ВМ?
- Какая ВМ определяет сегодняшнюю погоду за окном?
IV конкурс «Ты – мне, я - тебе!»
«Дома вы приготовили по два вопроса соперникам».
Условия игры: команда № 1 задает вопрос команде №2, команда № 2 задает вопрос команде №3, команда № 3 задает вопрос команде №4, команда № 4 задает вопрос команде №5, команда № 5 задает вопрос команде №1, и так далее по кругу.
30 секунд дается на обсуждение, сначала слово предоставляется той команде, которой задан вопрос, если нет ответа, могут попытаться ответить другие команды.
За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.
V конкурс «Найди ошибку!»
За полное решение задания конкурса дается 5 баллов.
Командам раздаются рисунки:
- циклона;
- антициклона;
- холодного фронта;
- теплого фронта;
- солнечная радиация – виды.
«На каждом рисунке умышленно сделаны 2 ошибки. Найдите их и расскажите правильно о тех атмосферных явлениях, которые у вас нарисованы».
На обсуждение дается 2 минуты. По команде «Время!» по одному человеку от команды рассказывают уже «без ошибок», отмечая, в чем суть ошибки.
(Нарисовать рисунки, найти ошибки).
VI конкурс «Климатологи среди вас»
(На определение типов климата, необходимо дать климатическую характеристику).
Ученикам на группу дается карточка с географическими координатами городов.
- Владивосток.
- Новосибирск.
- Якутск.
- Москва.
- Салехард.
Ребята по плану, написанному на обороте карточки, дают климатическую характеристику.
За каждый правильный ответ дается один балл.
VII конкурс «Почемучек»
- Сравните климат Москвы и Якутска. В чем разница, хотя расположены эти города на одной широте?
- Больные и пожилые люди будут хуже себя чувствовать при прохождении холодного фронта или теплого?
- Территория России омывается водами трех океанов. Какой из них оказывает наибольшее влияние на формирование ее климата?
- Ветреная ненастная погода при циклоне объясняется восходящими или нисходящими движениями воздуха?
- С удалением от Атлантического океана амплитуда колебаний температуры увеличивается, уменьшается или не изменяется?
- Где климат будет суровее – в городе Мурманске или в городе Салехарде? (Подсказка на физической карте России).
- При какой погоде (циклональной или антициклональной) концентрация загрязняющих веществ в приземных слоях атмосферы будет выше?
- По рис. 51 стр. 108 (учебник Раковской Э.). Как расшифровывается дым, выходящий из труб при циклональной и антициклональной погоде?
- По рис. 52 стр. 109 (учебник Раковской Э.). Правильно ли размещены жилые кварталы? Чем нужно руководствоваться при планировке жилья?
- На какой репродукции изображен антициклональный тип погоды?
- Опишите эту погоду строками из стихотворения великого поэта.
- На какой репродукции изображено прохождение атмосферного фронта?
- К какому типу погоды относится изображение на картине №2?
- Опишите циклональный тип погоды строками из стихотворения великого поэта.
За каждый правильный ответ дается один балл.
Заключение
Работа закончена. Ведется подсчет баллов. Распределяются места.
За I место – «5».
За II место - «4».
За III место – «3».
За распределение оценок в группе ответственны капитаны команд.
Выше, чем оценка, заработанная командой в конкурсах, участникам группы ставить нельзя.
«Спасибо за работу, ребята!»
«До свидания!»
|