«На пути к экологически безопасному гражданскому обществу»
Куликова М.В. директор ГОУ СОШ № 1137, Заговенкова Н.Г. зам. дир. по УВР для организации экспериментальной деятельности
Экологические бедствия и катастрофы, возникающие повсеместно, требуют активных действий, направленных на оздоровление окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на одно из центральных мест выдвинуто новое социальное требование - формирование экологической культуры личности. Это определяется тем, что состояние жизни во всех ее формах и сферах на Земле вызывает большую тревогу. Главный источник неустойчивого состояния биосферы и неустойчивости жизни на нашей планете – человек, общество и состояние общей культуры человечества. Поэтому развитие экологических знаний, экологических способов деятельности в природе, экологической культуры обусловливают гармоничное соответствие социальной деятельности возможностям жизнепригодности природной среды. Такое качественно новое, этнокультурное отношение к природе, обогащенное идеями гуманизма (непреходящая ценность жизни и всего живого, добровольное принятие изменения своих потребностей как условия выживания всего человеческого рода) может быть сформировано лишь специальными усилиями учащихся и учителей в процессе обучения в школе.
Эти идеи, имеющие принципиальное теоретическое и практическое значение нашли отражение в качестве целей и задач в образовательной программе ГОУ средней общеобразовательной школы № 1137.
Построение содержания экологического образования в нашей школе идет с учетом трех уровней подачи информации: глобального, регионального, локального. Локальные (местные) проблемы в большой мере затрагивают эмоциональную сферу учащихся, в то время как региональные и глобальные – их разум. Осознание причин и следствий местных экологических проблем требует понимания их взаимосвязи с глобальными проблемами. Наиболее действенный и деятельный характер в воспитании имеет максимальный учет локальных условий столичного региона в целом и северо-восточной территории Москвы. Здесь создаются условия для познания природной среды, экологических систем, ландшафта, географических особенностей.
Педагогический коллектив в течении ряда лет участвовал в научном проекте по защите экологических рефератов и разработке отдельного экологизированного модуля для изучения того или иного предмета.Так появились разработки методических материалов по экологизации таких учебных предметов, как география, биология, история, химия, литература и даже математика.
Основной принцип нашей работы – осуществление реальной экологической деятельности учителей и учеников. С 1993 года этот принцип реализуется в работе Школьного научного общества учителей и учащихся (ШНОУУ).
Организовать исследовательскую работу учащихся и умело применить ее в учебно-воспитательном процессе со школьниками разных классов – большой и ответственный труд. Творчески организуемая научно- исследовательская работа учащихся по эколого- биологической тематике обеспечивает высокий уровень знаний, исследовательских навыков по изучению окружающей природы, развивает у учащихся ценностные отношения к окружающей действительности, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы об истинной оценке реальной действительности, формирует готовность к участию в созидательной работе, установки на рациональное природопользование.
Научным обществом проводится работа по подготовке практических заданий для учащихся на местности, важным условием которых является создание готовых инструкций по их применению в природе без помощи учителя. Преподаватели методического объединения естественно-научного цикла разработали около 20 практических работ для 5-10 классов с необходимым набором методического материала с учетом возрастных особенностей учащихся.
Реальная экологическая деятельность нашей школы нацелена на то, чтобы как можно большему количеству ребят помочь овладеть методами изучения природы; создать для них условия для субъект – субъектного общения с природой; проводить работы с применением методик педагогики сотрудничества; использовать экологическую деятельность школьников для нравственного, эстетического, трудового воспитания с целью формирования гармонично- развитой личности.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру. В.А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
- соответствии с основными целями экологического воспитания в начальной школе мы выделили следующие задачи: овладение младшими школьниками экологическими знаниями; формирование первоначальных экологических умений и навыков – поведенческих, познавательных; развитие познавательной, творческой, общественной активности младших школьников в ходе экологической деятельности; воспитание бережного отношения к природе.
Достижение хороших результатов экологического образования невозможно без тесного общения с природой. В традициях нашей школы – организация ежегодного зимнего экологического практикума, который проводится на базе детского экоцентра в Лосином острове (г. Королев Московской области). В практикуме в течение трех дней принимают участие все учащиеся среднего и старшего (кроме 11 класса) звеньев школы.
Схема работы состоит из нескольких этапов:
I этап – подготовительный. Из числа учеников 10-х классов набирается отряд инструкторов, которые помогают учителям в проведении практических работ и экскурсий. С инструкторами ведется подготовка, обучение их учителями предметниками, обсуждаются задачи практикума, выполняются все необходимые тренировочные практические задания, осуществляется предварительный выезд на местность, а также изготовление приборов для практики.
II этап – инструктаж. Каждый класс, участвующий в практикуме, делится на 3 группы и знакомится с двумя своими руководителями практики ( инструкторами – учениками 10-го класса). Совместно подготавливается оборудование, организуются установочные лекции, на которых обозначаются цели, задачи, оформление результатов работы группы.
III этап – практический. Работа одной трети класса со своим инструктором на местности – без учителя. Инструктора- десятиклассники становятся нашими коллегами, помогающими младшим школьникам изучать природу своего края.
IV этап – подведение итогов, оформление результатов работы (отчетов). Это наиболее сложный этап, т.к. самое интересное и увлекательное закончилось и осталось доказать, что время потрачено не зря.
Систематическое проведение массовых зимних практикумов, планируемых в соответствии с представленной схемой, вместе с другими описанными выше направлениями эколого-педагогической деятельности коллектива школы № 1137 способствуют воспитанию экологической культуры учащихся.
|