РЕЧЬ
*1 Здравствуйте! Вас приветствует делегация школы №1137 . Хочется поделиться своим опытом наработанным за годы эксперимента, ведь не стоит заново изобретать велосипед, если он уже ездит в другой школе и достаточно прилично. 2* Тем более наша с вами жизнь очень напряжённая и в ней нам на многое не хватает времени, поэтому слушая мой доклад можно взять готовые идеи и привнести их в жизнь уже своей школы, т.к. они опробированны и дают реальные положительные результаты именно в этом я должна вас сейчас убедить.
*3 Тема работы нашей школы «Формирование экологической культуры школьников через практико - ориентированную деятельность»
4* Практико-ориентированная деятельность, которая соединяет теорию и практику, является междисциплинарным координирующим механизмом, поддерживающим равновесие между теоретическими основами экологии и охраны природы и её практическими задачами и реалиями.
Практико - ориентированное обучение позволяет учащимся школы №1137 значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Она даёт большие возможности для использования наблюдения и эксперимента. Это способствует развитию мышления учащихся, наблюдательности, развивает исследовательские наклонности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Основной принцип работы, это – реальная экологическая деятельность, которую поддерживает и администрация школы.
5* Основными задачами нашей экспериментальной деятельности стал процесс формирования экоцентрического восприятия мира, взамен наиболее распространённого сейчас антропоцентрического типа экологического сознания через практико-ориентированную деятельность.
6 *Построение содержания экологического образования в нашей школе идет с учетом трех уровней подачи информации: глобального, регионального, локального. Локальные (местные) проблемы в большой мере затрагивают эмоциональную сферу учащихся, в то время как региональные и глобальные – их разум.
Педагогический коллектив в течении ряда лет участвовал в научном проекте по защите экологических рефератов и разработке отдельного экологизированного модуля для изучения того или иного предмета.Так появились разработки методических материалов по экологизации таких учебных предметов, как география, биология, история, химия, литература и даже математика.
7* В школе поддерживаются традиции научного общества учащихся, которое настраивает ребят заниматься научной работой, проявляющейся в написании рефератов и разработки проектов. Оно образовалось ещё в 1997 году. На эмблеме нашего научного общества изображён мудрый совёнок .Ушастые совы обитают в Лосином острове, где наша школа проводит свои экологические изыскания. Всем известно, что совы очень умные птицы, поэтому ушастая сова стала символом нашего Школьного научного общества учащихся и учителей, сокращённо ШНОУУ. Наш девиз: «Мыслить глобально, действовать локально».
8* Структура НОУ
9* Экологи классов и энтузиасты
Дальше по слайдам комментарий до повторной схемы 17* об инструторах
18* В.А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Поэтому в традициях нашей школы – организация ежегодного зимнего экологического практикума, который проводится на базе детского экоцентра в Лосином острове (г. Королев Московской области). В практикуме в течение трех дней принимают участие все учащиеся среднего и старшего (кроме 11 класса) звеньев школы. Цели экологической практики: - изучение естественных экосистем, формирование и развитие навыков исследовательской работы в природе;
- вовлечение учащихся в посильную для них исследовательскую деятельность по изучению и охране лесных экосистем;
- формирование знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил поведения в окружающей среде; - углубление и развитие имеющихся знаний учащихся по биологии, географии, естествознанию, экологии;
- развитие эмоционально – чувственного восприятия окружающей среды, чувств сопереживания и сострадания, настойчивости и воли;
- формирование личностно – значимого отношения к среде обитания и ее познания
- развитие мировоззрения и установки на экологическое познание мира;
- формирование знаний по изучению окружающей среды, знакомство с научными методами исследования, составление отчетов, обобщение результатов.
19* 1 этап Из числа учеников 10-х классов набирается отряд инструкторов, которые помогают учителям в проведении практических работ и экскурсий. С инструкторами ведется подготовка, обучение их учителями предметниками, обсуждаются задачи практикума, выполняются все необходимые тренировочные практические задания, осуществляется предварительный выезд на местность, а также изготовление приборов для практики.
20*1 этап Каждый класс, участвующий в практикуме, делится на 3 группы и знакомится с двумя своими руководителями практики ( инструкторами – учениками 10-го класса). Совместно подготавливается оборудование, организуются установочные лекции, на которых обозначаются цели, задачи, оформление результатов работы группы.
21* Работа одной трети класса со своим инструктором на местности самостоятельно без помощи учителя. Инструкторы - десятиклассники становятся нашими коллегами, помогающими младшим школьникам изучать природу своего края. Дальше по сл. 25* вкл – это ещё 2 этап
26,27,28 * 3 этап подведение итогов, оформление результатов работы (отчетов). Это наиболее сложный этап, т.к. самое интересное и увлекательное закончилось и осталось доказать, что время потрачено не зря.
29* Систематическое проведение массовых зимних практикумов совместно с другими выше рассказанными направлениями эколого-педагогической деятельности коллектива школы № 1137 способствуют воспитанию экологической культуры учащихся и возможности достижения ускоренного личностного роста наших школьников
30* по 43* комментирую слайды Результативности
Познакомиться с нашим опытом работы можно в различных печатных изданиях
44* по 52* трансляция
53*
Организовать исследовательскую работу учащихся и умело применить ее в учебно-воспитательном процессе со школьниками разных классов – большой и ответственный труд. Творчески организуемая научно- исследовательская работа учащихся по эколого- биологической тематике обеспечивает высокий уровень знаний, исследовательских навыков по изучению окружающей природы, развивает у учащихся ценностные отношения к окружающей действительности, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы об истинной оценке реальной действительности, формирует готовность к участию в созидательной работе, установки на рациональное природопользование.
Был проведён анонимный социологический опрос среди учащихся 8-10 классов. Представляем вам наиболее интересные выдержки из ответов ребят:
-«Изучение природы помогает нам лучше понять окружающую нас среду»,
- «...мы как будто становимся с природой одним целым , сливаемся с ней»,
-«людям не хватает общения с природой, на практикуме мы пытаемся понять её проблемы и прилагаем усилия для их решения»,
- «мы в силах сделать этот мир капельку лучше и капельку чище, а если каждый ученик нашей школы сделает по капельке добра окружающей нас природе , то пройдёт живительный ливень»,
- «..но многие люди не понимают, что природе надо помочь уберечься от человека, а человеку просто необходимо сохранить природу для потомков, мы гадим не кому-то, а себе в первую очередь, ведь мы часть природы»,
- «..если каждый из нас подберёт хотя бы одну бумажку и задумается перед тем как выбросить куда попало
- «вообще человек не должен убирать мусор, потому что его просто не должно быть».Мнения учеников нашей школы подтверждают слова великого русского писателя Л.Н. Толстого – «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
- Учащиеся 5 -10 классов проводят в летний период исследовательские работы на территории Национального Парка «Лосиный остров»
- Участвуют в проведении экологических акций (уборка и благоустройство экологических троп, посадка саженцев в заповедной зоне)
- Занимаются озеленением школьного участка.
Школьное научно-экологическое общество позволяет учащимся :
1.Изучать природные комплексы и компоненты природы;
2.Заниматься экспериментальной деятельностью;
3.Организовывать экологические акции, участвовать в экологических фестивалях, олимпиадах, семинарах и конференциях;
4.Проводить эколого-просветительские мероприятия с младшими школьниками (праздники, лекции, экскурсии);
5.Участвовать в волонтёрском экологическом движении на территории Национального парка «Лосиный остров» : уборка и благоустройство экологических троп, посадка саженцев;
6.Учиться познавать, охранять и чувствовать природу.
«Зачем всё это делается?»…Был проведён анонимный социологический опрос среди учащихся 8-10 классов. Представляем вам наиболее интересные выдержки из ответов ребят:
-«Изучение природы помогает нам лучше понять окружающую нас среду»,
- «...мы как будто становимся с природой одним целым , сливаемся с ней»,
-«людям не хватает общения с природой, на практикуме мы пытаемся понять её проблемы и прилагаем усилия для их решения»,
- «мы в силах сделать этот мир капельку лучше и капельку чище, а если каждый ученик нашей школы сделает по капельке добра окружающей нас природе , то пройдёт живительный ливень»,
- «..но многие люди не понимают, что природе надо помочь уберечься от человека, а человеку просто необходимо сохранить природу для потомков, мы гадим не кому-то, а себе в первую очередь, ведь мы часть природы»,
- «..если каждый из нас подберёт хотя бы одну бумажку и задумается перед тем как выбросить куда попало
- «вообще человек не должен убирать мусор, потому что его просто не должно быть».Мнения учеников нашей школы подтверждают слова великого русского писателя Л.Н. Толстого – «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
Экологические бедствия и катастрофы, возникающие повсеместно, требуют активных действий, направленных на оздоровление окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Состояние жизни во всех ее формах и сферах на Земле вызывает большую тревогу. Главный источник неустойчивого состояния биосферы и неустойчивости жизни на нашей планете – человек, общество и состояние общей культуры человечества. Поэтому развитие экологических знаний, экологических способов деятельности в природе, экологической культуры обусловливают гармоничное соответствие социальной деятельности возможностям жизнепригодности природной среды.
Эти идеи, имеющие принципиальное теоретическое и практическое значение нашли отражение в качестве целей и задач в образовательной программе ГОУ средней общеобразовательной школы № 1137.
Объект исследования
|
Педагогический процесс формирования экологической культуры учащихся.
|
Предмет исследования
|
Влияние воспитания на педагогический процесс формирования экологической культуры учащихся
|
Гипотеза эксперимента
|
Процесс формирования экологической культуры школьников более эффективен, если:
- Формирование экологической культуры будет рассматриваться всем педагогическим коллективом как цель в урочной и внеурочной деятельности
- Будут созданы условия для совместной деятельности учителя- ученика на эстетической основе
- Будут созданы условия для восприятия природы как субъекта общения и деятельности
- Будет организована творческая практико - ориентированная деятельность
- Будет осуществляться развитие чувственного восприятия природы как способ получения знаний о ней в урочной и внеурочной деятельности
|
Образовательные задачи практикума:
- развитие и закрепление знаний о естественных экосистемах и взаимосвязях в них;
- расширение знаний, видах и формах природоохранной деятельности; - формирование и закрепление знаний о роли антропогенного воздействия на естественной экосистемы.
Воспитательные задачи практикума : формирование бережного отношения к окружающей среде и своей малой Родины; развитие чувства взаимопомощи и взаимоответственности в ходе коллективной исследовательской деятельности; пропаганда здорового образа жизни
Развивающие задачи практикума:
- закрепление навыков исследовательской работы в природе
- изучение естественных экосистем;
- распознание и определение растений Москвы и Московской области;
- определение типов лесных сообществ и их геоботаническое описание;
- оценка состояния древостоя;
- определение степени чистоты воздуха и почвы;
- составление отчетов.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОРУЧЕНИЙ В ГРУППЕ:
Поручение
|
Основные функции
|
1. Командир группы
|
- отвечает за организацию работы группы (распределение поручений, контроль за выполнением основных функций)
- отв. за связь с мл. инструкторами группы и инструкторами практикума
- отв. за равномерное поручения подготовительных заданий и подготовку оборудования к практическим работам
-отв. за сроки выполнения оформления практических работ и отчета группы в целом
|
2. Художник-оформитель
|
- отвечает в группе за художественное оформление отчета группы: рисунков, схем, зарисовок.
- изготовление эмблемы группы
- участие от группы в конкурсе рисунков
|
3. Фотограф
|
- отв. за подбор аппаратуры, покупку фотопленки
- организация съемок во время практикума
- оформление фотоотчета
- участие в фотоконкурсе «Красота зимнего леса»
|
4. Метеоролог
|
- подготовка информации о характерных метеорологических условиях нашей местности в данное время ( январь или февраль)
- наблюдение погоды во время практикума ( температура, давление, осадки, изменения в течении дня)
- оформление метеорологическую карту практикума
|
5. Биолог
|
- подготовка материала о природно-климатических условиях места проведения практикума
- о растительном мире данной местности
- проведение практических работ, связанных с наблюдением изменений объектов растительного мира
- оформление отчетного материала
|
6. Зоолог
7. Эколог-химик
|
- подготовка материала о представителях животного мира местности, где проводится практикум
- проведение практических работ, связанных с наблюдением за изменением поведения особей животного мира в данное время года
- подбор материала об экологической обстановки в данном лесничестве НП «Лосиный остров»
- проведение практических работ и оформление их к общему отчету
|
8.Картограф ( 2чел.)
|
- подготовка приборов: секундомер, компас
- расчет шага, расчет километража маршрута
- оформление работы по картографии
|
9. Краевед
|
- подготовка исторической справки по НП «Лосиный остров»
-краеведческий материал по месту проведения практикума
- оформления отчета
|
Перечень практических работ зимнего экологического практикума:
№
П/П
|
Класс
|
Виды работ
|
1.
|
5
|
- Описание тропы, материалы экскурсии;
- Животные зимой;
- Растения зимой;
- Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников.
|
2.
|
6
|
1) Метеорология;
- Изучение снежного покрова;
- Разнообразие деревьев и кустарников и их состояние;
- Картография;
5) Описание тропы, материалы экскурсии.
|
3.
|
7
|
- Метеорология;
- Санитарно-гигиеническое состояние деревьев и кустарников в зимнем лесу;
- Строение почек;
- Изучение снежного покрова и его влияния на природные процессы;
- Составление комплексной характеристики отдельного вида растений;
- Картография;
- Описание тропы, материалы экскурсии.
|
4.
|
8
|
- Метеорология;
- Качественный анализ снежного покрова;
- Белая книга леса;
- Составление комплексной характеристики отдельного вида животных;
- Картография;
- Измерение и вычисление основных параметров дерева;
- Описание тропы, материалы экскурсии.
- Составление описания на английском языке.
|
|